Рим
29 октября 2011 г.
В октябре я был в Риме по делам: участвовал во вручении премии «Н. Гоголь в Италии». Утро 29 октября оказалось свободным и я решил прогуляться по Вечному городу. В Риме я бывал и раньше, но не могу сказать, что хорошо знал его. У меня было часа три-четыре свободного времени. Часов в 10 утра я вышел из отеля «Boscolo Palace Roma», который расположен на знаменитой, благодаря «Сладкой жизни» Феллини улице Виа Венето. Утром на улице еще безлюдно, тихо, романтично. День был солнечный и теплый: 22 градуса.
Я направился вниз по улице, в сторону площади Барберини, на которой находится знаменитый фонтан «Тритон» и станция метро. У меня не было определенного плана, маршрута: я просто так «шлялся по Риму»...
Спустившись в метро, я решил поехать к Колизею. Для этого надо было сделать одну пересадку на станции «Термини. Там было достаточно светло, поэтому я ее сфотографировал «на память»:
Народу в метро было немного, поезд ждать пришлось, по европейским меркам, недолго: 3-4 минуты. Я всегда с интересом рассматриваю людей в метро. Ничего особенно примечательного – но интересно... В вагон зашел бродячий музыкант – то ли румын, то ли молдованин: с переносными цимбалами, висящими на ремне, перекинутом через шею. Инструмент был старый, потрепанный, довольно грязный, но с отличным звуком. И играл мужичок неплохо. Фотографировать его я постеснялся.
На станции «Колизей» я вышел и предо мной открылась эта картина:
Вокруг Колизея уже было много народа, для входа внутрь образовалась огромная очередь. Мне захотелось просто побродить вокруг.
Вот римские легионеры, с которыми можно за деньги сфотографироваться:
А вот римские школьники, слушающие лекцию о прошлом своей страны: | Вот туристы – и все снимают, снимают, снимают... И я снимаю. | |
|
|
Если встать к Колизею спиной, то слева окажется арка Константина (315 год), а впереди дорога, ведущая в святая святых, к Римскому Форуму – Forum Romanum. Она так и называется – Виа Сакра.
Если пойдете по ней, ориентируясь на арку Септимия Севера в конце дороги, упретесь в закрытые ворота и проход на территорию Римского форума по соответствующим билетам. Билеты продаются в другом месте, поэтому придется возвращаться и искать нужную кассу. Я не стал этого делать и решил поступить по другому: прогуляться по Паллатинскому холму. Оттуда сквозь ограду виден почти весь Римский Форум:
Налево тянется дорога, высокая ограда и остатки Петапилума – некогда существовавшего торжественного, состоящего из пяти арок (отсюда и название) входа в Форум Романум.
Поболтавшись еще немного по площади между Колизеем и аркой Константина, я сфотографировал красивую улочку Санкт-Грегорио, что лежит прямо за Аркой:
А потом вернулся в метро и поехал «куда глаза глядят». Плана не было, единственное, что меня ограничивало: через два часа у меня встреча в районе площади Испании. Вышел я на станции метро «Республика». Взглянул на фонтан Наяд (скульптор Марио Рутелли, 1901) и находящийся за ним фасад церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, построенной в XVI веке, предположительно по проекту самого Микеланджело, и руины термов Константина:
А потом пошел по Виа Национале.
По пути я время от времени сворачивал в пересекающие улочки. Так, свернув на ул. Агостиньо Депретис (Via Agostino Depretis), я обнаружил не что-нибудь, а дворец Виминал (Palazzo del Viminale), в котором расположено Министерство внутренних дел Италии. Здание и окружающее его пространство весьма примечательны.
Вот как выглядит стела при въезде на пандус, ведущий ко дворцу:
Интересно, что мою фотосъемку остановил карабинер, сказав, что фотографировать запрещено, потому что «это Министерство внутренних дел». Автор дворца – архитектор Манфредо Манфреди (Manfredo Manfredi) – спроектировал и построил его в 1925 году. Виминал – это один из семи знаменитых римских холмов.
Затем я вернулся на Виа Национала и вскоре дошел до Выставочного дворца, в котором проходила выставка «Социалистический реализм» из России:
Рядом с дворцом обращает на себя внимание «ушедшая под землю» церковь Святого Виталия:
А потом я свернул на улочку Via della Consulta и вскоре оказался на вершине самого высокого холма Рима: на Квиринале, где, соответственно, расположен Квиринальский дворец – резиденция Президента Италии. А когда-то именно тут Муссолини принимал Гитлера, а еще раньше это была резиденция трех десятков римских пап...
На площади перед дворцом – обелиск Квиринале и окружающая его скульптурная группа фонтана Диоскуров. Диоскуры – Кастор и Поллукс – были братьями-близнецами, рожденными Ледой после того, как Зевс «возлег с ней, приняв образ лебедя». Эта мраморная скульптурная группа была найдена при раскопках Терм императора Константина. А в 1786 году папа Пий VI приказал установить обелиск и включить найденных Диоскуров в скульптурный ансамбль. Проект выполнил архитектор Джованни Антинори.
С холма Квиринал открывается замечательный вид на Рим. Спуститься вниз можно по улочке Via Della Dataria:
А потом я свернул направо по Via Della Stamperia, и вскоре оказался возле фонтана Треви:
Я с удовольствием, – но внимательно следя за своими карманами! – потолкался в толпе возле фонтана:
Дальше мой путь лежал по переулкам и улочкам: Via in Arcione, Via Francesco Crispi, Via Gregoriana... На улице Виа Грегориана меня ожидал дом со знаменитым фасадом. В доме идет капитальный ремонт, он окружен забором, поэтому пришлось сфотографировать верхнюю часть входа и обрамление окна:
|
|
Дойдя до конца Виа Грегориана, я вышел на вершину Испанской лестницы и взглянул сверху на площадь Испании. Я не спешил спускаться вниз, где через полчаса меня уже ожидали, а дошел до еще одной прекрасной смотровой площадки, к которой ведет улица Viale della Trinita dei Monti, чтобы оказаться на еще одном знаменитом холме Рима – холме Пинчо. Для этого надо сперва пройти мимо виллы Медичи:
Потом мимо садов виллы Боргезе:
И на все это хватит и 15минут... Зато в конце можно насладиться панорамными видами Рима:
А потом я вернулся на вершину Испанской лестницы, поглядел на примыкающие к ней улочки, на суету и толчею туристов и обслуживающих их затейников, коих всегда тут много:
Наконец, пришла пора спуститься по Испанской лестнице. Оглянувшись назад надо не забыть рассмотреть обелиск из садов Саллюстия (1789) и церковь Тринита-деи-Монти (начало строительства 1502 г.):
А если посмотреть вниз – там простирается и шумит площадь Испании:
Туристов здесь ждет и радует фонтан «Лодочка» («Barcaccia», работы Пьетро Бернини, 1627):
Но меня совсем рядышком уже ждут в ресторане Alla Rampa:
В общем, на этом недолгая прогулка завершилась.